Элитарные и плюралистские теории политической власти

В 60-е гг. в США стала известной концепция единой властвующей элиты Р. Миллса (1916-1962), который является идеологом «новых левых». В книге «Властвующая элита» Миллс утверждал, что американское общество представляет – это трехслойная структура. Высший уровень пирамиды власти возглавляет властвующая элита, которая образована теми, кто командует самыми важными институтами общества – руководителями корпораций, политическими лидерами, высшими государственными служащими и армейскими чинами, интеллектуалами. Ними принимаются основные решения в интересах своей группы, правда, при этом речь идет об интересах США. Это обеспеченные белые американцы, которые получили престижное образование и работу, выходцы из англосаксонских и протестантских слоев. Средний уровень – уровень Конгресса, представлен интересами множества организованных групп. Что же относительно основной массы населения, которая полагает, что управляет в демократической стране, то она фактически не имеет власти и управляется властвующей элитой при помощи СМИ. Выходцы из народа практически не имеют шансов попасть в элиту.
Книге Миллса удалось взорвать американское общество, он подвергся травле в печати. Умер Миллс рано. Однако многие политологи в 60-е гг. были плюралистами. Они отрицали то, что существует элита, как единая привилегированная сплоченная группа. По их мнению, демократическое общество отличается распыленной властью. Например, Д. Рисмен в работе «Толпа одиноких» писал, что элиты нет, что существуют лишь заинтересованные группы или группы по интересам, что массы представлены в Конгрессе, защищающем их интересы.
В 70 - 90-е гг. борьба элитистов и плюралистов так и продолжала длиться. До 90-х гг. наибольшего распространения завоевали концепции элитного плюрализма, которые совмещали элиту и демократию. Существуют различные элиты, которые конфликтуют и сотрудничают друг с другом. Элитный плюрализм является синонимом нынешней демократии.