Цивилизационно-этическая парадигма

Основной проблемой для греческой политической мысли является устройство полиса, через которое реализуют идею блага. Всевозможные формы правления, которые организовывают это устройство, выдерживают кризисы и изменения. Нравственная порча - это причина этих изменений. Основой являются противоречия частного и общего блага, деспотического и политического, свободного и рабовладельческого, нравственного и частного. Сущностью античной политики являются цивилизационно-этические противоречия, содержание которых является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, порождающего деспотию и рабство, а с другой – противостояния, рождающие личные моральные воли, которые принципиально не признавали тождества с общей волей, нравственностью общественного человека.
Устройство полиса зависит от проблемы первоначала. Следовательно, перед греками стоит задача в поиске первоначала, создающего структуру вечно гармоничного полиса. Способности человеческой души нуждаются в воспитании в условиях некоторых сословий, которые выполняют общественно-необходимые функции. Итогом воспитания являются добродетели, которые специфичны в каждом сословии, в целостности, порождающие общественное благо.
Идея блага, как политическая идея, направлена на осуществление независимого и самодостаточного существования, справедливости, состоящей в равенстве для равных и в неравенстве для неравных, свободы как реализации человеком своей сущности.
Политика, по Аристотелю – это  общение свободных людей, цель которого достижение благополучной жизни.